В Москве обычно бываю проездом. И каждый раз разрабатываю маршрут одного дня. Так было и в сентябре 2018 г.
Запланировала посещение и осмотр:
- храма Христа Спасителя;
- памятника Петру I работы Зураба Церетели;
- картинной галереи Ильи Глазунова.
В плане была и прогулка по Гоголевскому бульвару.
Не включила в маршрут 2 объекта, но решение пришло по ходу действия. Это музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и музей-библиотека Гоголя.
На метро доехала до станции «Кропоткинская». Вышла на улицу Волхонку. Отсюда началась моя самостоятельная экскурсия.
Храм Христа Спасителя
Храм построен в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г.
Первый собор был уничтожен в 1931 г., когда шла решительная борьба с религией. Но в конце прошлого века он возродился, как птица феникс из пепла.
Облицованный белым мрамором, с блестящими на солнце золотыми куполами храм выглядит торжественно и величественно.
С каждой стороны храма порталы с 3 бронзовыми вратами. Их украшают скульптурные изображения. На одних — Христос Спаситель, его верные апостолы и евангелисты. На других — Божия Матерь с младенцем Иисусом на руках. И на всех — многочисленные святые, святители, пророки и патриархи. Двери осеняют надписи из священного писания.
Над порталами по всему периметру храма бронзовые горельефы. Одни воспроизводят библейские и исторические сюжеты. На других образы святых — заступников земли русской.
Этот горельеф изображает благословение князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от польских захватчиков.
Внутреннее оформление храма роскошное. Мозаичный пол выложен благородными минералами. Стены также облицованы камнем дорогих пород. Впечатляют богатые росписи и позолота.
Храм не только культовое сооружение, но и памятник погибшим. По периметру здания проходит галерея. На её стенах развешаны мраморные доски с именами полководцев и отличившихся солдат, с описанием всех сражений Отечественной войны 1812 г. и последующих кампаний до полного разгрома императора Бонапарта.
Вход в храм свободный. Но строгие охранники просят показать содержание сумочек, а затем пройти через рамку металлоискателя.
Фото- и видеосъёмки запрещены. Собор можно осмотреть самостоятельно. Лучше приобрести экскурсию и послушать профессиональный рассказ. На площади перед храмом есть касса турбюро.
Памятник великому Петру
Далее мой путь лежал к памятнику Петру I работы Зураба Церетели.
За храмом Патриарший мост через Москву-реку. По нему перешла на Якиманскую набережную и вышла на Крымскую набережную.
Памятник установили на искусственном острове у стрелки Москвы-реки и Водоотводного канала. Сам островок обрамлён фонтанчиками. Возникает ощущение, что кораблик рассекает волны и стремительно плывёт к новым свершениям.
Монумент 3-частный: пьедестал, корабль и фигура Петра. Пьедестал стилизован под ростральную колонну. Завершают её завитки волн, на которых покоится корабль с высоченной мачтой. На судне огромная фигура Петра I.
Пётр облачён в доспехи древнеримского легионера. А за его плечами развеваются крылья плаща. Левой рукой он держит штурвал и уверенно ведёт судно вперёд. В поднятой вверх правой руке императора позолоченный свиток.
Части монумента непропорциональны. Возможно, скульптор и не ставил такой задачи. Кто может понять замысел творческой личности?
Картинная галерея Ильи Глазунова
Снова вышла к храму Христа Спасителя и по Волхонке спустилась к галерее Ильи Глазунова. Ходу минуты 3.
Располагается экспозиция в 3-этажном особняке XIX в. Здание ярко-бирюзового цвета с полукруглой пристройкой на углу.
Галерея посвящена творчеству живописца Ильи Глазунова. Здесь выставлены полотна на историческую тематику, представлена портретная живопись. Целый зал посвящён иллюстрациям к произведениям писателей-классиков. Преобладают иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского.
Впечатляют размеры некоторых работ мастера. Они занимают всю стену. Таково монументальное полотно «Мистерия XX века», на котором художник изобразил все трагические события прошлого столетия. На меня картина произвела жуткое впечатление.
Часть картин обрамлена ставнями и наличниками окон. Это создает впечатление объёмности.
Отдельные работы создавались как картины-коллажи. Автор использовал кусочки тканей, природные материалы и органично вплетал их в полотно.
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Напротив галереи Ильи Глазунова музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Идти туда не планировала, поскольку посещала его раньше. Но увидела на фасаде здания вывески. Решила уточнить, что там экспонируется.
Оказалось, что проводится сразу 2 выставки:
- японская живопись и гравюра эпохи Эдо;
- итальянская живопись «От Тьеполо до Каналетто и Гварди».
Решила посетить обе выставки и расширить границы культурного кругозора.
Италию представляли венецианские мастера XVIII в. В основном это городские пейзажи и жанровая живопись.
Японская живопись была представлена пейзажами, портретами, жанровыми сценами.
Особый интерес вызвали живописные произведения на шёлке. Самое забавное, что расписывали японские живописцы ширмы и раздвижные перегородки, которыми зонировали свои жилые помещения. То есть это не живопись в истинном смысле слова. Создавались росписи на шёлке не для украшения и эстетического наслаждения, а имели вполне практическую направленность.
Для полноты картины осмотрела и основную экспозицию музея. Освежила в памяти давно знакомое.
Гораздо интереснее рассматривать произведения живописи. Это подлинные полотна выдающихся мастеров кисти периода Возрождения и более поздних эпох вплоть до нашего времени.
А скульптуры — копии античных и средневековых статуй. Хотя есть и артефакты. Среди них памятники искусства Древнего Египта. Есть и часть сокровищ от Генриха Шлимана, добытых им во время раскопок Трои.
Ещё много-много интересного можно здесь увидеть.
Перед музеем небольшой скверик. Отдохнув на скамейке, продолжила путь.
Гоголевский бульвар
Поднялась к площади Пречистенские Ворота. Отсюда начинается знаменитое Бульварное кольцо. Открывает его Гоголевский бульвар.
Прогулка по бульвару доставила истинное удовольствие. По центру идёт прогулочная аллея, засаженная тенистыми деревьями. Установлены лавочки для отдыха. Благоухают клумбы.
В конце бульвара памятник Н.В. Гоголю. Установлен в 1952 г. Об этом гласит надпись на нём.
На высоком постаменте из гранита стоит фигура писателя. На его лице ироничная улыбка. Взгляд устремлён вперёд. Левая нога выдвинута вперёд. Автор создал иллюзию движения. Классик словно только что вышел из аллеи.
Вокруг памятника множество скамеек. Как не посидеть на одной из них?
Музей «Дом Гоголя»
Перешла на тротуар, пересекла улицу Новый Арбат и оказалась уже на Никитском бульваре. Минута ходу, и на одном из домов вижу памятную доску. Это мемориальный музей-библиотека «Дом Гоголя».
Вхожу в ворота и оказываюсь в уютном скверике. В центре его памятник Николаю Васильевичу. Ранее он находился на Гоголевском бульваре на месте памятника, о котором говорила выше.
Гоголь изображён в период глубокого душевного кризиса. Он сидит сгорбившись. Видно, что человек в отчаянии, он опустошён. Скульптору удалось передать подавленное состояние писателя.
На пьедестале памятника бронзовый барельеф. На нём изображены герои произведений классика литературы.
Музей находится в здании старинной усадьбы. Здесь великий писатель прожил последние годы своей жизни.
Экспозиция размещена в 6 комнатах 1-го этажа. В каждом зале тематическая инсталляция. И обязательный акцент на ключевом предмете.
В прихожей это сундук и пальто-крылатка с цилиндром как намёки на частые поездки писателя. В гостиной — камин, где он сжёг 2-ой том «Мёртвых душ».
В зале «Воплощения» несколько инсталляций по мотивам произведений классика. Узнаваемы «Старосветские помещики», «Мёртвые души», «Шинель», «Тарас Бульба» и другие творения писателя.
На 2-ом этаже находится научная библиотека.
Посещение «Дома Гоголя» пришлось на конец рабочего дня. Из посетителей была я одна. Тем не менее работница музея провела экскурсию. Интересно рассказывала об экспонатах. Включала звуковое сопровождение. В зале «Воплощения» предложила посмотреть телефильм о творчестве Гоголя.
После посещения музея сочла своим долгом посидеть на скамейке у грустного памятника трагической личности.
На этом завершилась моя насыщенная однодневная прогулка по Москве. А маршрутов ещё великое множество!
Ольга Васильевна, 59 лет, инженер, г. Самара
Дата поездки: сентябрь 2018 года