Несколько лет назад для граждан России была введена возможность посещать Армению по внутренним гражданским паспортам. Количество русских туристов на улицах Еревана заметно возросло. Однако в беседах с ними автора этих строк (жителя столицы Армении) нередко выяснялось их незнание, а, следовательно, и неучастие в проходящих в эти дни городских праздниках.
Русские гости более или менее были наслышаны о традиционных «Винных днях Еревана», а некоторые из них даже приурочили к ним свой приезд. Для желающих сделать это в текущем году сообщу, что в 2020 г. «Винные дни» состоятся 1-2 мая с 17 до 23 часов на улице Сарьяна. Вход бесплатный, но желающие продегустировать 15 вин и получить скидку на ужин в ресторане, вносят семь тысяч драм (около тысячи рублей).
Далее в статье речь пойдёт о малоизвестных за пределами Армении городских праздниках:
- Дне св. Саркиса;
- Празднике Роз;
- Вардаваре.
День св. Саркиса
Святой Саркис (Сергий) — едва ли не самый популярный святой Армянской Апостольской церкви. Имя Саркис и фамилия Саркисян, очень распространённые в Армении, имеют римские корни. Саркис — римский военачальник IV вв., проповедник христианства в местах своей службы.
Когда в 361 г. в Риме воцарился император Юлиан Отступник, восстановивший язычество, Саркис не отрёкся от христианской веры. Тогда император задумал погубить его. Пригласив его к себе во дворец на пир после удачного военного похода, он приказал своим слугам убить Саркиса и его воинов во сне. Девушка, которой было поручено убить спящего героя, влюбилась в него и поцеловала. Саркис проснулся, и, вместе с девушкой, вырвался из города. Так любовь спасла ему жизнь.
Затем Саркис с сыном и 14-ю преданными ему воинами нашёл убежище в тогда уже христианской Армении. Через некоторое время он, вместе с ними, поступил на службу к шаху исповедующей зороастризм Персии. Тот высоко ценил военный талант Саркиса, но его не устраивала его христианская вера. Саркис и его спутники наотрез отказались исполнять языческие обряды перед истуканами и прилюдно сокрушили их. Это стоило им жизни. Мощи будущего святого были перенесены и захоронены в армянском селе Карби. В дальнейшем над местом захоронения была построена церковь св. Саркиса.
День св. Саркиса с 2007 г. стал официальным праздником Армянской Апостольской церкви. Одна из его целей — вытеснение (к счастью, небезуспешное) чужеродного праздника св. Валентина. Св. Саркис считается небесных покровителем не только христиан и военных, но и молодых людей, особенно влюблённых.
Вечером перёд Днём св. Саркиса молодые едят солёный блин с тем, чтобы ночью увидеть во сне своего будущего спутника жизни. А на балконе или крыше на ночь оставляется блюдо с мукой. Если на нём останется след копыта коня пролетевшего над городом св. Саркиса, то мечта влюблённых исполнится уже в текущем году.
С утра во множестве армянских церквей, носящих имя святого, проходит праздничное богослужение, после которого производится обряд благословения молодых. От ереванской церкви св. Саркиса в 12 часов начинается праздничное шествие, возглавляемое самим военачальником на коне.
За ним по центральным проспектам Маштоца и Маршала Баграмяна следуют три тематические колонны — военнослужащих, священнослужителей и молодёжи, соответствующие трём ипостасям святого, а также все желающие. Примерно за полчаса процессия достигает сада Влюблённых, на аллеях которого проходит этнографический концерт.
День св. Саркиса — «плавающий», отмечаемый в конце января — начале февраля. В 2021 г. он будет отмечаться 30 января.
Вардатон (Праздник Роз)
В 2012 г. по решению ЮНЕСКО было отмечено 300-летие со дня рождения выдающегося армянского ашуга Арутина Саядяна. Он вошёл в историю под творческим псевдонимом Саят-Нова. Ашугами на Востоке называли поэтов, исполнявших собственные песни под аккомпанемент народных инструментов.
Арутин Саядян родился в многонациональном Тифлисе (прежнее название Тбилиси) в потомственной семье ткача. Но больше всего в жизни он любил присутствовать на традиционных соревнованиях ашугов, представлявших собой гибрид любовной лирики и философской беседы в музыкальной форме. Однажды Арутин рискнул выступить на них. Его услышал известный путешествующий восточный ашуг, взявший юношу в ученики.
Через семь лет Арутин вернулся в Тифлис знаменитым ашугом под творческим псевдонимом Саят-Нова («Король песни» в переводе с хинди). Он сочинял песни на армянском, грузинском, турецком, персидском и арабском языках, которыми владел в совершенстве. Слова этих песен за внешней простотой скрывают глубокие знания автора, до сих пор удивляющие исследователей его творчества. Саят-Нова знал себе цену: «Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!»
Саят-Нова был и остаётся непревзойдённым мастером любовной лирики. Ошеломляющая красочность и неповторимость его образов и сравнений, по признанию переводчиков, труднопереводима.
«О, милая! Вошла ты в сад и взорами цветы палишь:
Твои глаза огонь струят, ты силой красоты палишь,
А я своим мученьям рад: сгораю я, а ты палишь…
Никто так стройно не ступал, как ходишь, всех сжигая, ты!»
По приглашению грузинского царя Ираклия II Саят-Нова стал его придворным ашугом. Но он так и не стал своим среди придворной знати с её интригами. «Простолюдин я, а не князь. Другого званья не хочу!»
Но была и другая причина отлучения от дворца — непозволительная любовь поэта к сестре царя Анне, которой он посвятил большинство своих песен. По распоряжению царя Саят-Нова покинул дворец и был сослан в монастырь Ахпат (ныне — объект ЮНЕСКО).
Вардатон («Праздник Роз»), посвящённый корифею любовной лирики, проходит в Ереване ежегодно в предпоследнее воскресенье мая. С 12 часов по проспекту, носящему имя ашуга, проходит шествие ансамбля «Саят-Нова», детских музыкальных коллективов и поклонников творчества ашуга. У каждого в руках роза — символ любви.
Конечный пункт — памятник Саят-Нове в центре Еревана, покрывающийся розами.
Затем во дворе Консерватории, находящейся рядом, проходит полуторачасовый концерт из произведений Саят-Новы и других армянских ашугов.
Представление о нём можно составить по видеозаписи самых известных мелодий Саят-Новы.
Вардавар
Роза присутствует и в названии летнего праздника Вардавар, имеющего языческие корни. Праздник первоначально был посвящён языческой богине любви и водной стихии Астхик, изображения которой украшались розами.
Отсюда — традиция обливать водой друг друга. Армянская Апостольская церковь для вытеснения языческого праздника отмечает через 14 недель после Пасхи Преображение Господне, а сохранившийся обычай обливания интерпретирует как напоминание о всемирном потопе. Ведь библейская гора Арарат, с которой спасшийся от потопа Ной спустился на землю, в ясную погоду прекрасно видна из Еревана.
Впрочем, безудержно веселящиеся и обливающие друг друга (и туристов!) по всему городу ереванцы, вряд ли задумываются об истоках праздника. Обижаться на обливание не принято.
В 2020 г. Вардавар будет отмечаться 19 июля.
Аркадий Георгиевич, преподаватель, 54 года, Ереван